Короткий интерактивный курс
обучения мастерству интервью
в контексте сферы благотворительности
и некоммерческих организаций
На этом курсе мы тренируем навык брать интервью. В качестве героев мы приглашаем людей из сферы НКО.
освоим мастерство создания журналистских интервью
пройдём шаг за шагом по всей журналистской «кухне»
подсмотрим полезные приёмы и лайфхаки.
  • Тренируем навыки интервьюера
    Попробуйте провести интервью прямо сейчас. Да, да, прямо сейчас, ещё до того, как вы прочитаете материалы курса и познакомитесь с разными подходами к интервьюированию.

    Кликайте на вопросы, а опытный профессионал ответит вам на них в видеоформате. Подумайте, какие именно вопросы вы выберете из списка, чтобы ваше интервью было интересным и полезным для читателей.
    ?
Только что вы сами прошли через некоторую имитацию интервью, почувствовали себя на месте журналиста. Проанализируйте опыт, который вы только что получили.
  • Узнали ли вы что-то новое о работе в НКО из этого интервью?
  • Какие уточняющие вопросы вы хотели бы задать, чтобы продолжить разговор?
Усложните себе задачу. Какие вопросы вы бы выбрали, если вы могли бы задать только 3 вопроса?

  • По какому принципу вы бы выбирали вопросы?
  • Как ваши три вопроса связаны между собой?
  • Ответил ли спикер на заданный вопрос?
  • Сможете ли вы передать своими словами, пересказать то, что сообщил вам спикер?
Что такое НКО?
Что такое НКО?
Дарья Милославская, председатель Ассоциации «Юристы за гражданское общество»
Знакомы ли вы с людьми, которые работают в общественных организациях?

Посмотрите, какие эти люди разные и насколько разноплановыми проектами они занимаются. Их истории точно затронут аудиторию и приоткроют дверь в мир, который нечасто увидишь на экранах телевидения, газетных страницах, сайтах и в блогах.

Два типа интервью
  • Информационное
    Для того, чтобы человек дал вам нужную информацию о событии или явлении.
  • Портретное
    Для того, чтобы читатели или зрители увидели через беседу интересного человека, познакомились с ним/ней и тем, что он/она делает.
Два типа интервью
  • Информационное
    Для того, чтобы человек дал вам нужную информацию о событии или явлении.
  • Портретное
    Для того, чтобы читатели или зрители увидели через беседу интересного человека, познакомились с ним/ней и тем, что он/она делает.
тест
Разбираемся с профессиональными терминами
Одно и то же слово — интервью — в разном контексте может обозначать разное. Многих это запутывает. Попробуем разобраться.
Проверить себя
Выберите предложение, в котором слово «интервью» обозначает процесс беседы, диалога с героем.
Посмотрите внимательно, в вопросе речь идет о процессе беседы. «В опубликованном интервью» — знак того, что здесь слово «интервью» используется в значении газетного, журнального материала.
Абсолютно верно. Провести/взять/брать интервью = беседовать с героем, задавать вопросы, записывать ответы. Сам процесс беседы еще не значит, что сказанное на встрече будет опубликовано. Для некоторых материалов журналисту нужно провести несколько интервью с разными людьми.
Будьте внимательны, здесь слово «интервью» употребляется в значении собеседования при приеме на работу.
Дальше
Проверить
Показать результаты
Выберите предложение, в котором слово «интервью» обозначает жанр журналистики.
Здесь маркером должно быть слово «резюме». Речь идёт о собеседовании на вакансию.
Нет, здесь речь идёт о встрече, процессе беседы с журналистами.
Верно, здесь речь идёт о снятом и выпущенном в эфир или выложенном на видеохостинг материале.
Дальше
Проверить
Показать результаты
Выберите предложение, в котором словом «интервью» называют собеседование кандидата на вакансию.
Увы, это не интервью для устройства на работу. Тут явно речь идёт о встрече с журналисткой.
Отлично, правильный ответ. Какие слова выступили для вас здесь «маркерами»?
Нет, тут речь идёт о (не)опубликованном тексте. Далеко не всегда опубликованное интервью идентично проведенной беседе. В вышедшем в свет материале вопросы и ответы могут стоять совсем не в том порядке, в котором вы их задавали в процессе беседы. Внутри материала могут быть мультимедийные вставки, дополнительная информация, которую вы добыли за рамками непосредственно беседы с героем.
Дальше
Проверить
Показать результаты
Не очень хорошо получилось
Наверное, вы торопились, отвечая на вопросы. Попробуйте пройти тест еще раз, внимательно вчитываясь в задания.
Пройти ещё раз
Неплохо получилось, но результат можно улучшить
Чаще всего мы делаем ошибки из-за невнимательности к деталям и оттенкам смысла. Попробуете ещё разок?
Пройти ещё раз
Блестящий результат!
Вы внимательны к оттенкам смысла. Это очень важное качество для интервьюера. Развивайте его и дальше, у вас всё получится.
Пройти ещё раз
  • Тренируем навыки интервьюера
    Посмотрите два видео. Определите в каждом случае, информационное это интервью или портретное? Как вы определяете, какое интервью мы сейчас видим? На чём автор сделал акцент? На фигуре героя, его/её жизненном пути, на мотивах и целях? Или автор больше концентрируется на работе организации, рассказывает о социальном явлении, проблеме?
    ?
Светлана Сафонова, директор фонда помощи животным «Дарящие надежду»
Маша Грекова, основательница мастерских «Простые вещи»
Для самостоятельной тренировки составьте таблицу. В одну колонку запишите свои идеи, какие можно задать вопросы о той работе, которую делают герои интервью. В другую колонку напишите вопросы, которые вы задали бы им персонально: об истории проектов, жизненном пути, ситуациях, которые сформировали их, как личность.
Кто становится хорошим интервьюером?
Вам нужно будет научиться совмещать первое со вторым
Кто становится хорошим интервьюером?
Вам нужно будет научиться совмещать первое со вторым
  • Интервьюер должен
    • проявлять инициативу;
    • вести беседу;
    • задавать вопросы;
    • направлять разговор;
    • быть активным и динамичным собеседником.
  • Интервьюер должен
    • давать возможность человеку говорить, высказываться;
    • не перебивать собеседника;
    • выдерживает паузы;
    • «дать пространство» для монолога героя.
  • Интервьюер должен
    • проявлять инициативу;
    • вести беседу;
    • задавать вопросы;
    • направлять разговор;
    • быть активным и динамичным собеседником.
  • Интервьюер должен
    • давать возможность человеку говорить, высказываться;
    • не перебивать собеседника;
    • выдерживает паузы;
    • «дать пространство» для монолога героя.
Для интервьюера жизненно важен интерес к другим людям и тому, что они делают. Начинающим авторам часто кажется, что они уже всё видели в жизни, их невозможно ничем удивить. С такой установкой получаются неважнецкие интервью. Неискренние, вялые, шаблонные.

Разбудите в себе любопытство. Включите в себе удивление. Постарайтесь к своим героям подойти с широко открытыми глазами. Этот настрой будет считываться в ваших текстах и вовлечет читателя. Такой подход чётко виден на видео и он удерживает зрителя до конца вашего ролика.

Хорошее интервью — это интеллектуальная игра. Как шахматы. Как го. Как морской бой. У вашего героя расставлены и скрыты от вас корабли — факты из жизни, мнения по разным важным вопросам, воспоминания, примеры и предложения. Вы своими вопросами пробуете «раскрыть» расположение кораблей.

Поэтому у вас, как интервьюера, как и у игрока в морской бой, должна быть стратегия.

  • Какие вопросы и в каком порядке вы задаёте?
  • Как ведёте себя, когда «нащупали» корабль?
  • Какие дополнительные вопросы помогут вам раскрыть героя?
Для того, чтобы задавать точные вопросы, вам нужно понимать контекст
и быть в курсе той сферы, в которой ваш герой работает
Цель интервью
Чтобы интервью было насыщенным и сконцентрированным, сначала вам нужно определиться с вектором разговора. Ещё до того, как вы отправляетесь на встречу со спикером, сформулируйте, на какие ключевые вопросы вам обязательно нужен ответ.
  • Обдумайте задачу
    Если редактору важно мнение эксперта по конкретному вопросу, не спрашивайте то, что уведет разговор сильно в сторону. Особенно, если у вас мало времени на беседу со спикером.
  • Самое важное спрашивайте в начале
    Разное может случиться во время разговора. Спикера отвлекут, появится внезапное срочное дело и время вашего интервью может кардинально уменьшиться. Нужно успеть задать ключевые вопросы.
Цель интервью
Чтобы интервью было насыщенным и сконцентрированным, сначала вам нужно определиться с вектором разговора. Ещё до того, как вы отправляетесь на встречу со спикером, сформулируйте, на какие ключевые вопросы вам обязательно нужен ответ.
  • Обдумайте задачу
    Если редактору важно мнение эксперта по конкретному вопросу, не спрашивайте то, что уведет разговор сильно в сторону. Особенно, если у вас мало времени на беседу со спикером.
  • Самое важное спрашивайте в начале
    Разное может случиться во время разговора. Спикера отвлекут, появится внезапное срочное дело и время вашего интервью может кардинально уменьшиться. Нужно успеть задать ключевые вопросы.
  • Тренируем навыки интервьюера
    Представьте, что вы получили редакционное задание взять информационное интервью по теме «Какой вклад вносят НКО в решение социальных проблем?». Ваш собеседник: Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты РФ, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

    Елена Андреевна — человек очень занятой, у вас есть время только на 3 вопроса. Какие из них вы зададите? Держите в голове редакционное задание, которое вы получили.
    ?
Не отвлекайтесь от цели интервью! Конечно же, эксперт знает больше, чем может рассказать в рамках одной встречи.

Если вы нащупали в разговоре другую тему, лучше:
  • договориться на новую встречу;
  • подготовиться и собрать дополнительную информацию по новой теме.
Но в рамках этого курса, вы конечно можете «проинтервьюировать» наших экспертов несколько раз. Знакомьтесь со сферой НКО и находите в ней идеи для ваших статей.

Закрепим навыки, интервьюируя другого эксперта?
  • Тренируем навыки интервьюера
    Ваше редакционное задание — взять информационное интервью по теме «Кто и зачем приходит работать в НКО?». Ваш собеседник: Ольга Дроздова, руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации.

    Выберите 3 вопроса, которые вы зададите. Держите в голове редакционное задание, которое вы получили.
    ?
Вы уже освоились с информационным интервью, когда мы хотим узнать у специалиста какую-то информацию, факты, данные.

Это не значит, что мы смотрим на интервьюируемого, как на «живую Википедию», которая должна нам выдать набор сведений.
И в портретном, и в информационном интервью мы имеем дело с живыми, интересными, необычными людьми.
Держите фокус на человеке
Знакомясь с новым человеком, мы узнаем некоторые факты
о его (её) работе. Искренне интересуясь людьми, мы хотим узнать больше о том, что и почему они делают.

Из этого желания рождаются вопросы.

Чтобы писать качественные материалы, заведите привычку пересказывать своими словами то, что вы услышали от эксперта на интервью.

Едете со встречи в редакцию или домой — проговаривайте про себя ключевые тезисы. Если есть возможность пересказать или объяснить кому-то то, что вы узнали — ещё лучше.

Это отличная практика развития речи. Если можете объяснить важное другому человеку — вы сможете написать понятный текст, а не просто вырвать цитаты собеседника из контекста.
Герои интервью
Мы говорим «герой интервью», часто не замечая, что используем слово «герой». Чем же герои отличаются от других, простых персонажей истории? Простые персонажи «живут по течению».
  • Чем отличаются герои от других людей?
    Герои:
    — меняют что-то в окружающем мире и меняются сами;
    — чем-то не похожи на окружающих людей, на условное «большинство»;
    — отличаются, выделяется на фоне остальных
    (в первую очередь тем, что он/она делает);
    — люди, с которыми интересно разговаривать и знакомиться, с амбициями, желаниями и страстью, с попытками что-то сделать (иногда удачными, иногда неудачными).
  • При этом герои интервью могут быть очень «неудобными»
    Герои могут:
    — стесняться и путано формулировать свои мысли;
    — считать, что не нужно рассказывать о них лично («Расскажите лучше о нашей организации»);
    — быть очень заняты и отказывать в интервью из-за этого неделями не проверять личные сообщения в мессенджерах, e-mail, уведомления в соцсетях;
    — скептично относиться к журналистам как к профессии в целом, и переносить это отношение на каждого конкретного журналиста;
    — не понимать, что они герои.
Герои интервью
Мы говорим «герой интервью», часто не замечая, что используем слово «герой». Чем же герои отличаются от других, простых персонажей истории? Простые персонажи «живут по течению».
  • Чем отличаются герои от других людей?
    Герои:
    — меняют что-то в окружающем мире и меняются сами;
    — чем-то не похожи на окружающих людей, на условное «большинство»;
    — отличаются, выделяется на фоне остальных
    (в первую очередь тем, что он/она делает);
    — люди, с которыми интересно разговаривать и знакомиться, с амбициями, желаниями и страстью, с попытками что-то сделать (иногда удачными, иногда неудачными).
  • При этом герои интервью могут быть очень «неудобными»
    Герои могут:
    — стесняться и путано формулировать свои мысли;
    — считать, что не нужно рассказывать о них лично («Расскажите лучше о нашей организации»);
    — быть очень заняты и отказывать в интервью из-за этого неделями не проверять личные сообщения в мессенджерах, e-mail, уведомления в соцсетях;
    — скептично относиться к журналистам как к профессии в целом, и переносить это отношение на каждого конкретного журналиста;
    — не понимать, что они герои.
Где найти героя для вашего интервью?
  • Проверьте базы НКО вашего региона

    Здесь, например, в поисковой строке можно вписать название города и найти НКО, близкие к вам: https://www.asi.org.ru/ngolist


    Можно оттолкнуться в поисках от этого каталога. В нем тоже есть разные фильтры для поиска.

    01
  • Найдите НКО, которая занимается интересным для вам направлением
    Выбирайте направление деятельности, собирайте информацию об организации и профессионалах, работающих в выбранном вами НКО. Начинайте с поисковых систем, сайта организации и её социальных сетей, читайте уже опубликованные интервью.
    02
  • Примите участие
    Позвоните в НКО, напишите, договоритесь о предварительной встрече, познакомьтесь с людьми организации, поучаствуйте в проекте или акции в качестве волонтера, присмотритесь к людям.
    03
  • Познакомьтесь лично
    Найдите профессионала НКО, кто обладает и глубоким пониманием интересующей вас проблемы, и опытом ее решения. Это и будет ваш герой.
    04
Где найти героя для вашего интервью?
  • Проверьте базы НКО вашего региона

    Здесь, например, в поисковой строке можно вписать название города и найти НКО, близкие к вам: https://www.asi.org.ru/ngolist


    Можно оттолкнуться в поисках от этого каталога. В нем тоже есть разные фильтры для поиска.

    01
  • Найдите НКО, которая занимается интересным для вам направлением
    Выбирайте направление деятельности, собирайте информацию об организации и профессионалах, работающих в выбранном вами НКО. Начинайте с поисковых систем, сайта организации и её социальных сетей, читайте уже опубликованные интервью.
    02
  • Примите участие
    Позвоните в НКО, напишите, договоритесь о предварительной встрече, познакомьтесь с людьми организации, поучаствуйте в проекте или акции в качестве волонтера, присмотритесь к людям.
    03
  • Познакомьтесь лично
    Найдите профессионала НКО, кто обладает и глубоким пониманием интересующей вас проблемы, и опытом ее решения. Это и будет ваш герой.
    04
Подходите к сбору информации системно
  • Тренируем навыки интервьюера
    Выберите из списка героя для тренировки. Отталкиваясь от фрагмента ранее опубликованного интервью, сформулируйте и запишите в своём блокноте свои вопросы — отдельно для информационного, отдельно для портретного интервью с этим человеком.
    ?
Познакомьтесь с нашими героями поближе
Прочитайте полные версии интервью, сравните свои вопросы с теми, которые были заданы.
«Взаимоподдержка, ощущение, что ты не один — всё это даёт силы»
«Мы разозлились на всех и решили показать, что двое россиян могут помочь нерпе»

«Важно заниматься с детьми — взрослых уже не исправишь»

«Я не душевная, я бунтарь: благотворительность не должна быть плаксивой»
Герой интервью именно потому и называется героем, что его силы, энергия, действия направлены на изменение мира.
Человек, ничего не делающий, не может быть героем истории.
Как структурировать собранную информацию о потенциальном герое интервью?
Информацию о человеке удобно собирать в виде профайла — документа со специальной структурой. В профайле обычно рассказывается:
  • о карьере героя
  • о его/её достижениях,
  • об интересных ему/ей темах
  • и вопросах, в которых он/она является экспертом.
Убедитесь, что вы нашли информацию по всем пунктам:
  • полное имя;
  • место работы, должность на данный момент;
  • ключевые места работы или проекты за время карьеры;
  • ключевые темы, в которых разбирается;
  • ссылки на социальные сети, блоги, яркие публикации и выступления;
  • контакты (телефон, мессенджеры, e-mail).
В портретном интервью сложнее, чем в информационном, удерживать фокус на задаче.

Если человек и спортом занимается, и волонтёрит, и магистерскую диссертацию пишет, и рассуждает о перспективах развития социального предпринимательства в регионах России, очень трудно выбрать только ту информацию, которая поможет показать многогранную, но цельную личность.

В такой работе помогает приём визуализации, которому вы можете достаточно быстро научиться.

Нарисуйте в центре листа аватар вашего героя.

От него лучами, как в интеллект-карте, пишите ответвления — разные факты из биографии, цитаты, фрагменты историй. Факты и истории, объединённые одной темой, собирайте вокруг одной ветки.

Глядя на эту визуальную карту интересов человека, выберите, о каких гранях личности и его(её) деятельности вы расскажете в материале.
Не старайтесь формировать исключительно приглаженный, положительный образ человека. Герой может быть «колючим».

Совершенно необязательно, чтобы вы (или ваши читатели и зрители) будете во всём соглашаться с героем и принимать его/её точку зрения. Аудитория может мысленно спорить и яростно возражать.

Но хороший герой тем и хорош, что его/её слова и дела вызывают отклик, эмоции. Ищите нестандартных, интересных и сложных героев. Составьте для своего потенциального героя список вопросов.
Типы вопросов
Типы вопросов
Делайте вопросы открытыми, начинайте их словами «что», «какой», «как», «расскажите», «объясните». На такие вопросы нельзя ответить односложно.

Задавая такие вопросы, вы с большой вероятностью вызовете собеседника на откровенный разговор. На открытые вопросы не может быть правильных или неправильных ответов.
  • Тренируем навыки интервьюера
    Сравните два фрагмента интервью. Редакционная задача на интервью сформулирована так: «Почему люди жертвуют деньги на благотворительные цели?»

    Составьте не менее 5 вопросов разных типов, которыми вы могли бы продолжить разговор с экспертами.
    ?
Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации
Ольга Дроздова, руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации
Как убедить героя из НКО дать интервью
Объясните герою интервью, что экспертизу НКО, знание о людях, работающих в общественной сфере, важно распространять в обществе.

Да-да, самим сотрудникам НКО нужно отдельно об этом напоминать и проговаривать. Им самим иногда кажется, что нужно только дело делать, не «слова говорить».
Интервью — один из лучших способов распространять позитивные практики и успешный опыт НКО
Если ваш собеседник говорит, что лучше рассказать об организации, а не о человеке, не соглашайтесь.

Аудитории, читателям и зрителям интересны люди, а не юридические лица. Ролевые модели, истории, сомнения, размышления — вот что удерживает внимание, вызывает отклик.

Системная работа общественных организаций на деле улучшает жизнь людей. И это как раз и называется «позитивной повесткой».

Позитив — это не восторженное восхваление и почётные грамоты. Позитивные истории — это истории неравнодушных людей, которые действуют и находят решения проблем.
Как договориться о встрече
Найдите контакты героя
телефон, мессенджер, email, аккаунт в соцсети.

Составьте (для себя) текст, в котором будут

ответы на вопросы

— Как вас зовут
— Для какого издания (или блога) вы готовите материал
— Какое интервью вы хотели бы сделать (портретное или экспертно-информационное по проблеме)
— Вживую или онлайн
— Текстовое/фото/видео
— Сколько приблизительно времени займет ваша встреча
— Почему очень важно, чтобы ваше интервью состоялось
Отправьте вежливую просьбу об интервью
Пошлите сообщение по почте и в мессенджер. Если вы не получили ответа (письмо могло попасть в спам, сообщение в потоке осталось незамеченным, не бойтесь напомнить о себе в другом канале.

Получите конкретный ответ: согласие или отказ
Иногда полезно в комментарии под публичным постом в соцсети написать «Посмотрите, пожалуйста, личные сообщения, я присылал(а) вам просьбу об интервью». Это вполне корректно. Добивайтесь конкретного ответа. «Да» или «Нет». Герой вправе вам отказать, но не останавливайтесь, пока не получите ответ.
Поставьте время встречи в календарь
После того, как вы согласовали дату и время встречи, внесите их в свой календарь и установите напоминалку — за 2 дня, за день и за пару часов до встречи. Не опаздывайте, заранее уточните время, необходимое для того, чтобы доехать до места встречи.
Как договориться о встрече
Найдите контакты героя
телефон, мессенджер, email, аккаунт в соцсети.

Составьте (для себя) текст, в котором будут

ответы на вопросы

— Как вас зовут
— Для какого издания (или блога) вы готовите материал
— Какое интервью вы хотели бы сделать (портретное или экспертно-информационное по проблеме)
— Вживую или онлайн
— Текстовое/фото/видео
— Сколько приблизительно времени займет ваша встреча
— Почему очень важно, чтобы ваше интервью состоялось
Отправьте вежливую просьбу об интервью
Пошлите сообщение по почте и в мессенджер. Если вы не получили ответа (письмо могло попасть в спам, сообщение в потоке осталось незамеченным, не бойтесь напомнить о себе в другом канале.

Получите конкретный ответ: согласие или отказ
Иногда полезно в комментарии под публичным постом в соцсети написать «Посмотрите, пожалуйста, личные сообщения, я присылал(а) вам просьбу об интервью». Это вполне корректно. Добивайтесь конкретного ответа. «Да» или «Нет». Герой вправе вам отказать, но не останавливайтесь, пока не получите ответ.
Поставьте время встречи в календарь
После того, как вы согласовали дату и время встречи, внесите их в свой календарь и установите напоминалку — за 2 дня, за день и за пару часов до встречи. Не опаздывайте, заранее уточните время, необходимое для того, чтобы доехать до места встречи.
Первый вопрос очень важен. Постарайтесь расположить им собеседника, заинтересуйте аудиторию. Не стоит начинать с самого острого вопроса, приберегите конфликт на середину интервью.

Не бойтесь выйти за пределы заготовленного списка вопросов.

Вопросы, которые вы составили на этапе подготовки — это не жёсткий план беседы, а компас, навигатор, ориентир для вашего разговора.

Слушайте собеседника внимательно. Иногда люди говорят больше, чем их спрашивают, уточняющие вопросы могут дать неожиданную информацию, которая обогатит ваш материал.
Как начать разговор
Представьтесь

Проявите доброжелательность

Определите рамки времени
Уточните, сколько у вас есть времени на разговор, поставьте будильник на вибрации, который напомнит вам об окончании времени
Определите направление разговора
Объясните, кто будет потенциальной аудиторией интервью, объясните свою цель
Покажите, что вы подготовились
Расскажите интересный факт из профайла, который вас заинтересовал, удивил, вызвал эмоцию. Попросите прокомментировать или рассказать подробнее
Как начать разговор
Представьтесь

Проявите доброжелательность

Определите рамки времени
Уточните, сколько у вас есть времени на разговор, поставьте будильник на вибрации, который напомнит вам об окончании времени
Определите направление разговора
Объясните, кто будет потенциальной аудиторией интервью, объясните свою цель
Покажите, что вы подготовились
Расскажите интересный факт из профайла, который вас заинтересовал, удивил, вызвал эмоцию. Попросите прокомментировать или рассказать подробнее
Вопросы должны быть конкретными. Чем конкретнее, тем лучше. «С какими трудностями вы сталкиваетесь?» — недопустимый вопрос. В ответ вы услышите общую лекцию.

Также стоит избегать: утверждений, извинений, лести, допроса и банальностей. Самый хороший вопрос — короткий и чёткий.
Интервью — сложный, комплексный жанр. Вам нужно следить и за технической стороной записи, и за процессом разговора.

Именно поэтому на видеоинтервью обычно отправляются два человека — интервьюер и оператор. Тогда журналист может сосредоточиться именно на содержательной стороне диалога.
Чем лучше вы подготовитесь к интервью, тем увереннее и свободнее вы будете себя чувствовать.
Ольга Дроздова, руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации
Ваши профессиональные перспективы
У каждого журналиста, автора, есть тематическая специализация. Если вы погрузитесь в сферу некоммерческих организаций, разберётесь в ней, эти темы могут стать вашей уникальностью на медиарынке. Таких авторов немного, а потребность в них велика. Используйте этот шанс для профессионального развития.
Made on
Tilda